Здравоохранение
Реформирование здравоохранения в Узбекистане.
- совершенствования системы финансирования здравоохранения;
- реформирование первичного звена медицинской помощи;
- создание гарантированной государством эффективной системы экстренной медицинской помощи;
- совершенствования медицинской помощи матерям и детям;
- обеспечение стабильного санитарно-эпидемиологического благополучия страны.
В стране за годы независимости был принят ряд реформ, направленных на создание организационных и практических условий для повышения качества медицинской помощи, повышение роли и престижа медицинских работников, совершенствование системы оплаты и материального стимулирования их труда. Например, согласно постановлению Президента страны от 1 декабря 2005 года «О совершенствовании системы оплаты труда медицинских работников», была внедрена система оплаты труда, которая напрямую зависит от объема выполненной работы и ее качества. Благодаря введению этой системы, заработная плата медицинских работников с января 2006 года увеличилась в среднем в 1,7 — 1,9 раза относительно января 2005 года, а относительно декабря того же года — в среднем в 1,3 раза, а по некоторым специальностям — в 1,5 — 1,6 раза.
Каждый год более 6 млн. жителей республики получают гарантированную государством бесплатную экстренную медицинскую помощь.
В центре внимания государства всегда находятся вопросы обеспечения лечебно-профилактических учреждений современным лечебным, диагностическим оборудованием. Так, например, после принятия Указа Президента страны от 26 февраля 2003 года «О мерах по дальнейшему реформированию системы здравоохранения», были открыты республиканские специализированных центры. Сегодня в них ежегодно проводится свыше 10 тысяч операций и диагностических процедур, из которых свыше 4 тысяч — высокотехнологичные операции и диагностические процедуры.
Специальные оздоровительные программы включают широкий спектр лечебных средств, которые используются в мировой практике. В течение короткого времени эти меры позволяют в целом безошибочно поставить пациенту диагноз, провести необходимое лечение и, самое главное, как можно быстрее вернуть человека к нормальной жизни.
Одним из главных направлений реформы здравоохранения является открытие сельских врачебных пунктов (СВП), обеспечение их квалифицированными кадрами и полное оснащение современным медицинским оборудованием. На сегодняшний день в республике функционирует 3 тысячи СВП. В прежние времена даже из-за простого заболевания сельчанам приходилось ехать в районный центр. На оснащение СВП медицинским оборудованием за несколько лет затрачены, кроме бюджетных средств, также кредитные средства, предоставленные Всемирным банком.
На данный период времени в Узбекистане принят ряд правительственных документов по развитию частного предпринимательства .Это дало возможность для развития в республике системы частной медицины. Сейчас частные клиники, медицинские центры предоставляют населению квалифицированную медицинскую помощь. Если в 1999 году в республике действовало 700 частных медучреждений, то к 2006 году их число возросло до 4 тысяч.
В стране организованы и успешно функционируют 4 специализированных центра республиканского масштаба: кардиологии, хирургии, микрохирургии и урологии. В Хорезмской области республики организован филиал специализированного центра урологии. Здесь же ведется деятельность по организации работы центров микрохирургии глаза и кардиологии.
В Республике Каракалпакстан выполнена реконструкция отдельного лечебного корпуса филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи, рассчитанная на 250 мест, на что затрачено 140 миллионов сумов. Также осуществлено переоборудование республиканской детской больницы на 180 мест, сметной стоимостью 230 миллионов сумов.
Для развития медицинской инфраструктуры важным является вопрос подготовки кадров. За годы независимости произошли положительные изменения и в сфере подготовки кадров. В стране была полностью пересмотрена программа обучения в медицинских ВУЗах. Начиная с 1999 г., медицинские ВУЗы перешли на распространенную в Европейских странах систему подготовки врача общей практики (ВОП) со сроком обучения 7 лет на основе утвержденных государственных образовательных стандартов. Это дало возможность более качественно готовить их к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и организационной работы. Принципиально новым является организация отделений по подготовке медицинских сестер высшей квалификации - бакалавров сестринского дела. В 2002 году осуществлен первый выпуск в количестве 121 специалиста. За последние годы наряду с действующими в Узбекистане медицинскими учебными учреждениями возведены и уже успешно функционируют медицинские колледжи в Маргилане, Пешкунском и Каракульском районах Бухарской области, в Гулистане, диагностические центры в Джизаке.
В стране в сферу здравоохранения интенсивно привлекаются иностранные инвестиции. В настоящее время по Минздраву осуществляется реализация 10 проектов за счет привлеченных средств иностранных инвестиций на общую сумму более $133,7 млн.
В Узбекистане успешно реализуется проект Глобального фонда по ВИЧ/ СПИДу, туберкулезу и малярии стоимостью более $40 млн.
- Граждане Республики Узбекистан обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья.
- Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от возраста, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.
- Государство гарантирует гражданам защиту от дискриминации, независимо от наличия у них любых форм заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в порядке, установленном законом.
- Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на состояние здоровья, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии территории проживания, рациональных нормах питания, о товарах, работах, услугах, их безопасности, соответствии санитарным нормам и правилам.
- Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам брачных и семейных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования в учреждения государственной системы здравоохранения.
- Каждая семья имеет право на выбор семейного врача.